Главная Хронология Древняя Русь Рюрики Смутное время Романовы Новости сайта Гостевая
   Дополнительное меню
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 

 

ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК     

      Вторая половина VII-VIII века — эпоха глубоких экономических, социальных и политических перемен в жизни Византии. В условиях складывания по сути новой, медиевальной Византии, после спада культурной жизни империи в период так называемых "темных веков", развитие средневековой историографической традиции протекало в условиях острых иконоборческих споров. Наиболее крупным хронистом того времени, запечатлевшим основные противоречия эпохи, был Феофан Исповедник (ок.760-818), "Хронография" которого охватывает события от Диоклетиана (284) до конца царствования Михаила (813). Творчество Феофана представляет собой значительный этап в развитии исторической литературы Византии не только потому, что, ортодокс, сосланный императором-иконоборцем Львом V на о. Самофракию (где вскоре и умер), он описал в изгнании события важного периода византийской истории — эпохи иконоборчества. И даже не потому, что материал "Хронографии" лег в дальнейшем в основу произведений последующих византийских хронистов — от Георгия Монаха до Зонары. Творчество Феофана стало этапом в силу утверждения, как показали современные исследования, нового, по сравнению с ранневизантийской историографией, стиля мышления, оказавшего влияние и на средства художественного отражения действительности, формы видения мира. Дальнейшее отступление от античных традиций, сохранявших еще свое решающее значение в ранневизантийский период, знаменовало для Феофана и его современников, например, Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, окончательное утверждение в полном смысле слова средневековых норм осмысления и отображения истории.
      Во всей византийской историографии Феофан представляет собой редкий (особенно, если сравнивать с западноевропейской анналистикой) случай введения погодного принципа повествования: в "Хронографии" указывается год, затем следует перечисление (с описанием) происшедших в этот год событий, сцепление которых носит случайный, за единичными исключениями, характер. В один раздел попадают войны, свержения императоров, землетрясения, появление комет, другие астрономические явления, рождение уродцев, церковная борьба, засуха, свадьбы, рассказы о появлении льда в проливе у Константинополя, сновидения, небесные затмения, охоты, притчи об изменчивости человеческой судьбы, строительство дворцов, церквей, монастырей, бань, цистерн, смерти, посольства, варварские набеги, торжественные молебны, пожары, эпидемии, церковные соборы и догматические споры.
      Сопоставление географических представлений Феофана с его источниками позволяет определить неоднозначность пространственных характеристик хрониста. С одной стороны, мы встречаем у Феофана описания и арабского мира, и запада, и столицы, и провинции, и ромеев, и варварского мира, что свидетельствует, казалось бы, об универсализме и индифферентности к конкретно-пространственным характеристикам. Деконкретизация пространства порождает и географические неточности, вернее, пренебрежение географической точностью. С другой стороны, очевидным исключением в формализованном пространственном мире Феофана становится Константинополь. Столице присуща и большая топографическая детализация, нередко настойчиво подчеркиваемая автором ("в Юлиановской гавани, Софийской, поблизости от Черного моря, на выходе из города...": I.368.22-25) и большее место в географических описаниях вообще. Константинополь является словно единственным городом империи, городом по преимуществу: ведь именно он подразумевается под анонимным термином "полис".
      "Хронография" Феофана описывает события 284—813 гг. Сведения касаются раннесредневековой истории расселения и политической активности славян, их нападения — совместно с гуннами или аварами — на Византию, осад Константинополя, истории переселения булгар из Приазовья на Балканы и другие византийские земли.

      Издание: Theophanis Chronographia / Rec. С. de Boor. Bonnae, 1839. Vol. 1-2 (repr. Hildesheim, 1963).
      Перевод: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора. М., 1980; Свод II. 1995. С. 253-289 (пер. Г.Г. Литаврина); Феофан Византиец / Пер. В.И. Оболенского; Приск Панийский. Рязань, 2005.
      Литература: Moravcsik. ВТ II. S. 531-537; Mango 1978; Чичуров 1981; Чичуров 1983; Любарский 1999; Каждан 2002.


ХРОНОГРАФИЯ

      325/326 г.[1]
      В этом году благочестивейший победитель Константин[2], отправившись походом на германцев, сарматов[3] и готов, силой креста одержал великую победу и, разорив их, обратил в жалкое рабство.

      327/328 г.
      В этом году благочестивый Константин, переправившись через Дунай, соорудил на нем каменный мост и подчинил скифов[4].

      367/368 г.
      Валент, совершая поход на готов, зазимовал в Маркианополе.

      375 г.
      Савроматы, племя маленькое и ничтожное, восстав против Валентиниана[5], потерпели поражение и послали к нему послов, прося мира. Валентиниан спросил послов, все ли савроматы столь ничтожны телом, и когда они ответили: "Ты видишь самых сильных из нас", — он громко воскликнул: "Горе империи ромеев, доставшейся Валентиниану, если столь жалкие савроматы восстают против ромеев".
      Валент[6] посылает против готов стратига Траяна, который бесславно вернулся, потерпев поражение.

      438/439 г.
      Тогда многочисленные готские племена селились по ту сторону Дуная в северных областях. Из них наиболее достойны упоминания четыре [племени]: готы, визиготы, гепиды и вандалы, ничем другим, кроме имени, не отличающиеся друг от друга, говорящие на одном наречии. Все они придерживаются зловерия Ария[7]. При Аркадии и Гонорий[8] перейдя Дунай, они поселились на землях ромеев. Гепиды, от которых позднее отделились лонгибарды и авары, заселили области вокруг Сингидуна[9] и Сермия[10]. Изиготы же, разрушив вместе с Аларихом Рим[11], отправились в Галлию и подчинили тамошних жителей.

      516/517 г.
      В этом году гунны, именуемые савир[12], переправившись через Каспийские ворота[13], совершили набег на Армению, разграбив Каппадокию, Галатию и Понт, чуть было не подступили к Евхаиту.

      527/528 г.
      В этом же году пришел к императору[14] царь гуннов[15], [живущих] поблизости от Босфора, по имени Горда, стал христианином и был просветлен. Император принял его и, дав ему много даров, отослал в его страну охранять ромейское государство и город Босфор. А назван он был так из-за того, что выплачивал ромеям ежегодно налог вместо денег быками — дань быками. Император назначил туда арифм[16] ромейских стратиотов и трибуна охранять город от гуннов и взимать налог быками. В этом городе происходила оживленная торговля между ромеями и гуннами. Царь гуннов, став христианином и отправившись в свою страну, нашел своего брата и рассказал ему о расположении и щедрости императора и о том, что он стал христианином. Взяв статуи, которые гунны почитали, он переплавил их, а были они из серебра и электрона. Гунны, разъярившись, сговорились с его братом и убили Горду, царем же сделали его брата Муагериса. Но, убоявшись, как бы ромеи не взыскали за него, они внезапно подступили к городу Босфору, убили трибуна Далмация и стратиотов. Услышав об этом, император послал апоипата[17] Иоанна, внука Иоанна Скифа, сына патрикия[18] Руфина, с большим вспомогательным скифским [войском] и одновременно отправил в поход против них по суше от Одиссополя Годилу и стратига Бадурия[19]. Услышав об этом, гунны обратились в бегство и скрылись. В Босфоре наступил мир, и ромеи владели им безбоязненно.

      557/558 г.
      В этом же году в Византий вступило необыкновенное племя так называемых аваров, и весь город сбежался посмотреть на них, так как никогда не видели такого племени. Сзади волосы у них были очень длинными, связанными пучками и переплетенными, остальная же их одежда подобна [одежде] остальных гуннов. Они, бежав из своей страны, пришли в области Скифии и Мизии[20] и направили Юстиниану послов, прося принять их.

      559 г.
      В том же году огромные полчища гуннов[21] и славян[22] напали на Фракию, завоевали ее, многих убили и взяли в плен. Они схватили стратилата Сергия[23], сына пресвитера Вакха, и стратега Едерма, [сына] славного кувикулярия[24] и препозита[25] Калоподия. Найдя некоторые места Анастасиевой стены[26] разрушенными землетрясением, они вторглись и полонили [все] до Дрипии, Нимф и деревни Хиту. Все бежали в город со своим имуществом. Узнав об этом, василевс вооружил многих горожан и послал их к Длинным стенам. Завязав там бой, многие из ромеев и схолариев погибли.

      573/574 г.
      В этом году авары подступили к Дунайским областям. Узнав [об этом], василевс[27] послал против них комита эскувитов[28] Тиверия[29], который, столкнувшись с аварами, потерпел поражение, застигнутый ими врасплох, и, потеряв многих [воинов], повернул назад.

      583/584 г.
      Хаган[30] поспешил хитростью нарушить мир[31]. Он вооружил против Фракии племена славинов[32], которые дошли до Длинных стен, захватив большую добычу. Василевс[33], выведя дворцовые войска из города, приказал димам[34] охранять Длинные стены. Назначив стратигом Коментиола, [василевс] вооружил его и послал против варваров. Неожиданно напав на них, он множество варваров уничтожил, а [остальных] прогнал. Придя в Адрианополь, Коментиол столкнулся с Ардагастом[35], который вел с собой полчища славинов с добычей. Напав на него, Коментиол освободил пленных и одержал большую победу.

      591 г. (или 592 г.)
      На другой день ромеями[36] были схвачены три мужа, родом славины, не имеющие на себе никакого железного [оружия], носящие лишь кифары. Василеве[37] спросил [их], откуда они и где живут? Они же отвечали, что родом они славины, а живут у оконечности западного океана[38]. Хаган направил послов и дары их вождям, чтобы они заключили с ним военный союз против ромеев. Но предводители славинов отправили их ответить хагану, что они не могут послать ему военную помощь из-за длительности пути. Дело в том, что [славины], по их словам, были в пути восемнадцать месяцев[39] и лишь после этого попали к ромеям. Они носят кифары, но им незнакомо ношение оружия, так как страна их не знает железа. Автократор, пораженный их возрастом и ростом, отблагодарив, направил их в Гераклею[40].

      593 г.
      В этом году автократор Маврикий послал Приска[41] со всеми ромейскими войсками к реке Истр[42], с тем чтобы он помешал племенам славинов переправляться. Когда же он пришел к Доростолу[43], хаган[44], узнав [об этом], выслал к нему послов и упрекал ромеев, положивших начало войне. Но Приск отвечал: "Я пришел не для того, чтобы воевать с аварами, но был послан автократором против племен славинов". И вот Приск, услышав о том, что Ардагаст разослал полчища славинов для грабежа, в полночь, переправившись через Истр, неожиданно напал на Ардагаста. Ардагаст почувствовал опасность и, вскочив на неоседланного коня, едва спасается. А ромеи, уничтожив полчища славинов, опустошили земли Ардагаста[45] и, захватив полон, многих послали с Татимером в Византии. Татимер же, безмятежно путешествуя, предаваясь пьянству и невоздержанности, вел себя беззаботно. На третий день полчища славинов нападают на него. Охваченный страхом Татимер, бежав, прибыл в Византий. Тем временем бывшие с ним ромеи, завязав ожесточенное сражение со славинами, чудесным образом одерживают победу над варварами и благополучно доставляют василевсу в Византий полон. Обрадованный автократор вместе со всем городом возносил богу благодарственные молитвы. Между тем Приск, осмелев, продвигался во внутренние области славинов. [И вот тогда] некий муж, гепид[46], приверженец христианской веры, перебежал на сторону ромеев и показал ромеям дорогу [в земли славинов]. [Ромеи] одержали верх над варварами. Гепид сказал также, что Мусукий, царь варваров[47], находится в тридцати милях[48]. Приск благодаря предательству гепида переправляется через реку[49] и в полночь застает Мусукия мертвецки пьяным, так как он справлял тризну по своем брате. Схватив его живьем, Приск учинил побоище среди варваров. Овладев большой добычей, [ромеи] предались пьянству и наслаждениям. [В это время] варвары, собравшись, нападают на победителей. И было бы им жестокое воздаяние за недавнюю храбрость, если бы Гензон[50] не пришел [на помощь] с пешим войском ромеев и не сдержал бы в жестоком бою натиска варваров. А тех, кому была поручена его охрана, Приск посадил на кол.

      593/594 г.
      В этом году, после того как Приск вновь пришел к Истру и, пограбив племена славинов, отправил василевсу большую добычу, василевс послал к Приску Татимера и приказал ромеям провести зиму на том же месте. Узнав об этом, ромеи возражали, что это невозможно из-за множества варваров, [из-за того, что] страна неприятельская и [из-за] невыносимых холодов. Но Приск вескими доводами убедил их перезимовать там и выполнить приказ василевса.

      594/595 г.
      Василевс отрешает Приска от должности стратига и назначает стратигом войска ромеев своего брата Петра. Но Приск, подняв войска до прихода Петра, переправляется через реку[51]. Услышав о переправе ромейского войска, хаган очень удивился и послал к Приску узнать причину [перехода], а также получить часть добычи и таким образом [разрешить] переправиться через реку. Дело в том, что его очень тяготили успехи ромеев. В связи с этим Приск направляет к хагану послом врача Феодора, украшенного разумом и находчивостью. Феодор, видя, что хаган возгордился и отвечает хвастливо, а хаган похвалялся, что он, властитель всех народов, старинной историей умерил варварскую спесь...
      Выслушав это, хаган улыбнулся и сказал, что блюдет мир, а на усмотрение Приска [предоставляет], если он захочет чем-нибудь из добычи почтить хагана. Приск отдал хагану пленных за переправу и, взяв всю добычу, в безопасности переправился через реку. Получив это, хаган очень обрадовался. Приск вернулся в Византии, а Петр принял командование войском.

      596/597 г.
      [Тем временем] Петр отправляется против Пирагаста[52], экзарха[53] славинов, но варвары, выйдя навстречу ромеям к берегу реки[54], мешали переправе. Ромеи, стреляя с плотов из луков, отбросили их, и когда они были обращены в бегство, Пирагаст был ранен в пах и умер. Переправившись, ромеи овладели большой добычей и вернулись восвояси. Войску, однако, угрожала опасность, так как проводники заблудились, очутившись в безводных местах. Продвигаясь ночью, они оказались у реки Иливакии[55]. На другой же стороне реки были заросли, и варвары, спрятавшись в них, стреляли из луков в тех, кто черпал воду. Поскольку это было большим бедствием для ромейских войск, они обратились в бегство, побежденные варварами. Услышав об этом, Маврикий отрешил Петра от должности стратига и снова послал стратигом Фракии Приска.

      625/626 г.
      [Между тем] хазары, прорвавшись через Каспийские ворота[56], в Персии, нападают на земли Адраига[57] со своим предводителем[58] Зиевилом[59], вторым человеком по достоинству после хагана. Всюду, где только проходили, они забирали персов в плен, а города и деревни предавали огню. Покинув Лазику[60], василевс вышел им навстречу. Завидев Ираклия[61], Зиевил поспешил к нему, поцеловал его в плечо и распростерся перед ним на виду у персов из города Тифлис[62]. Все войско турок[63] упало на землю, простершись лицом вниз, и почтило василевса почестью, незнакомой варварам. Равно и вожди их, взойдя на камни, пали таким же образом. Зиевил привел своего старшего сына к василевсу, наслаждаясь его речами, поражаясь его виду и разуму. Отобрав сорок тысяч мужей, отдал их Зиевил василевсу в помощь, а сам повернул домой. Ираклий, взяв их, двинулся на Хосрова[64].
      Между тем Сарварос[65] напал на Халкидон[66], и авары, приблизившись к городу[67] из Фракии, хотели захватить его. Они направили против Константинополя множество осадных сооружений, а на долбленые лодки погрузили с Истра бесчисленные полчища[68] и заполнили весь залив Золотой рог. Десять дней[69] осаждали они город с суши и с моря, но благодаря Божьей помощи, могуществу и заступничеству непорочной девы Богоматери потерпели поражение. Потеряв на земле и на море много войска, с великим позором вернулись они в свои пределы. А Сарварос, осаждая Халкидон, не отступил, но зазимовал здесь же, грабя и разоряя области и города на противоположном берегу[70].

      649/650 г.
      Констант[71], узнав об этом[72], исполнился гнева; доставив в Константинополь святого Мартина и Максима[73], он предал их пыткам, а затем сослал в Херсон и климаты[74].

      658/659 г.
      В этом же году был сослан Мартин, святейший папа Рима, доблестно боровшийся за истину, ставший исповедником и умерший в климатах востока.

      668 г.
      ...византийцы возненавидели [Константа] и более всего за то, что он бесчестно привел в Константинополь святейшего папу Рима Мартина и выслал его в климаты Херсона...

      679/680 г.
      В этом году народ булгар напал на Фракию. Но [прежде] следует рассказать о древности унногундуров[75], булгар[76] и котрагов[77]. В северных, противоположных частях Эвксинского Понта[78], у озера, называемого Меотидой[79], в которое впадает величайшая река, стекающая от океана по земле сарматов и называемая Атель[80], в которую (Атель) впадает река, называемая Танаис[81], сама вытекающая от Ивирийских ворот[82], что в Кавказских горах, а от слияния Танаиса и Ателя выше уже названного Меотидского озера, когда Атель разделяется, течет река, называемая Куфис[83], и впадает в край Понтийского моря поблизости от Некропил[84] у мыса, называемого Баранья морда[85]. А от уже названного озера [течет] подобное реке море и впадает в море Эвксинского Понта через земли Босфора Киммерийского[86]; в этой реке ловится [рыба], называемая мурзули, и ей подобная; в [землях], прилегающих к восточным частям озера, у Фанагории и живущих там евреев обитает множество народов: от самого же озера и до реки, называемой Куфис, где ловится булгарская рыба ксистон, простирается древняя Великая Булгария и живут соплеменные булгарам котраги. Во времена Константина Западного[87] умер властитель упомянутой Булгарии и котрагов Кроват[88]. Он оставил пять сыновей, завещав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали надо всем и не попадали в рабство к другому народу. Но спустя недолгое время после его смерти, разделились пять его сыновей и удалились друг от друга каждый с подвластным ему народом. Первый же сын [Кровата], по имени Батбаян[89], храня завет отца своего, оставался на земле предков доныне. А второй его брат, по имени Котраг, перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата. Четвертый же и пятый, переправившись через реку Истр, называемую также Дунай, один — оставался в подчинении, вместе со своим войском, у хагана аваров в Паннонии Аварской, а другой — достигнув Пентаполя[90], что у Равенны, попал под власть империи христиан[91]. Наконец, третий из них, по имени Аспарух[92], переправившись через Днепр и Днестр и дойдя до Огла — реки севернее Дуная, поселился между первыми и последним, рассудив, что место это отовсюду укрепленное и неприступное: спереди болотистое, с других же сторон окруженное, как венцом, реками, оно позволяло народу, ослабленному разделом, отдохнуть от нападений врагов. Так вот, после того как они разделились таким образом на пять частей и стали малочисленны, из глубин Берзилии, первой Сарматии[93], вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря. [Этот народ], сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне. Василевс Константин[94], узнав о том, что неожиданно племя мерзкое и нечистое поселилось за Дунаем на Огле и совершает набеги на [селения], прилежащие к Дунаю, разоряет их, то есть земли, которыми теперь владеют они и которыми тогда владели христиане, был очень обеспокоен. Он приказал всем фемам[95] переправляться во Фракию. Снарядив флот, Константин отправился по земле и по морю против них, пытаясь войной изгнать варваров. С одной стороны, на суше, [прилегающей] к так называемому Оглу и Дунаю, он построил в боевом порядке пешее войско, а с другой — приказал кораблям стать на якорь поблизости от берега. Булгары, увидев войско, собранное в полном боевом порядке, утратив надежду на спасение, бегут в описанное выше укрепление и принимают меры к защите. В течение трех-четырех дней они не осмеливались выйти из этого укрепления, но, поскольку и ромеи не вступали в сражение из-за простирающихся перед ними болот, мерзкое племя, заметив вялость ромеев, воспряло духом. Когда же василевс, страдая от подагры, был вынужден повернуть с пятью дромонами[96] и своей свитой в Месемврию[97], чтобы по обыкновению принимать ванны, он оставил стратегов и войско, приказав им вызывать булгар на бой и выманивать их из укрепления, завязать с ними сражение, если случится, что они выйдут, если же нет, то осаждать и стеречь их в крепости. Но конница, распустив слух, что василевс бежал, охваченная страхом, сама обратилась в бегство, хотя никто ее и не преследовал. Булгары, увидев это, начали преследовать ромеев. Многих они погубили мечом, а многих ранили. Преследуя ромеев до Дуная и переправившись через него, [булгары] дошли до так называемой Варны, поблизости от Одисса и здешнего материка. Они увидели местность, хорошо укрепленную сзади — рекой Дунаем, спереди и с боков — ущельями и Понтийским морем. Покорив из живущих там племен славинов так называемые семь родов, северов[98], булгары расселили от начала ущелья Берегава до восточных областей, а на юге и на западе до Аварии, остальные семь родов, которые платили им дань. Распространившись в этих [местах], они возгордились, начали нападать на крепости и поселения, находящиеся под властью ромейского государства, и захватывать их. Тогда василевс был вынужден заключить с ними мир, согласившись, к стыду ромеев, выплачивать им ежегодную дань из-за множества прегрешений. Удивительно было слышать и ближним, и дальним [народам], что тот, кто сделал себе всех данниками и на востоке, и на западе, и на севере, и на юге, потерпел поражение от этого мерзостного и новоявленного племени. Но [василевс], уверовав, что случилось это с христианами по Промыслу Божию, рассудил по-евангельски и заключил мир[99].

(Перевод И.С. Чичурова. С. 47-68)


Оглавление              Далее

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  

 
 

[1] В "Хронографии" Феофана все даты приведены по Александрийской эре, ведущей летоисчисление от сотворения мира. Здесь эти даты переведены в привычные для современного читателя — "н.э.", т.е. от Р.X.

[2] Император Константин I Великий (306-337).

[3] По сведениям Зосима (V - начало VI в.), жили в Приазовье, откуда нападали на империю в 322 г. Аммиан Марцелин, Орозий, Иордан сообщают о сарматах за Дунаем, нападавших вместе с квадами. Готы в Северном Причерноморье — со 2-й пол. II в. Вестготы — в Валахии, Молдавии и совр. Бессарабии, остготы — на востоке от Днестра до Дона.

[4] Готы (возможно, объединявшиеся с другими племенами, например, с герулами).

[5] Император Рима Валентиниан I (364—375).

[6] Император Византии Валент (364-378).

[7] Арий — родоначальник ереси, названной по его имени арианством и осужденной на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Готы исповедовали арианство.

[8] Императоры Аркадий (395-408) и Гонорий (395-423).

[9] Совр. Белград.

[10] Совр. Срем (Сремска Митровица).

[11] В 410 г.

[12] Савиры происходили из Западной Сибири, между Уралом и Алтаем, вытесненные аварами, расселились на севере от Кавказских гор. С VI в. воевали то на стороне империи, то на стороне сасандиского Ирана, как в данном случае.

[13] Дербентский проход. Евхаиты — город на Геллеспонте.

[14] Юстиниан I Великий (527-565).

[15] Крымские гунны, или, возможно, оногуры из Приазовья.

[16] Подразделение императорской армии.

[17] Экс-консул (почетный византийский титул).

[18] Один из высших византийских титулов.

[19] Стратилат Фракии при Юстиниане I.

[20] Нижняя Мизия.

[21] С территории Западного Приазовья и Подунавья. Кутигуры или (по другим данным) булгары.

[22] С левобережья Нижнего Дуная и, может быть, отчасти из Паннонии.

[23] Полководец Юстиниана, возможно, — патрикий (Виктор Тонненский).

[24] Спальничий в императорском дворце — высокая придворная должность.

[25] Глава дворцовых евнухов.

[26] Внешняя стена Константинополя, построенная ок. 512 г. императором Анастасием I (491-518). Иначе называлась Длинными стенами.

[27] Император Юстин II (565-578).

[28] Командующий одним из подразделений императорской дворцовой гвардии.

[29] Будущий император Тиверий I Константин (578—582).

[30] Правитель Аварского хаганата Баян (562—582?), правивший, возможно, до 585 г.

[31] Договор с Тиверием I Константином от 582 г.

[32] Паннонские и (или) дакийские славяне, подчиненные (в той или иной степени) хакану.

[33] Император Маврикий (582-602).

[34] Цирковые партии Константинополя.

[35] Предводитель одного из племенных союзов дакийских славян. Предполагается славянская этимология его имени.

[36] Во время похода императора Маврикия к Гераклии Фракийской.

[37] Маврикий.

[38] Обычное наименование Атлантического океана. Здесь — Балтийское море.

[39] У Феофилакта — 15 месяцев.

[40] Гераклия Фракийская.

[41] Знаменитый полководец.

[42] Дунай.

[43] Дристра (Силистра).

[44] Правитель Аварского каганата, один из наследников Баяна.

[45] Юго-восточная Мутения.

[46] Гепиды, восточногерманское племя, обитало в междуречье Савы, Дравы и Дуная; с 567 г. подвластны аварам, хотя ранее (с сер. V в.) были федератами империи.

[47] Свидетельство более высокого, по сравнению с Ардагастом, положения Мусукия.

[48] Около 48 км.

[49] Яблоница.

[50] Германское имя.

[51] Дунай.

[52] Не исключено славянское (или германское?) происхождение имени.

[53] Военный предводитель, правитель.

[54] Искыр или Яломица (?).

[55] Яломица.

[56] Здесь: Дербентский проход.

[57] Иначе — Адрабиган, или древняя Мидия — Атропатена: южный (иранский) Азербайджан.

[58] Дословно — "стратигом".

[59] Предположительно ябгу-хаган западных тюрков Тунгши-ху.

[60] Область восточного Причерноморья, древняя Колхида, совр. Западная Грузия.

[61] Византийский император (610-641).

[62] Тбилиси.

[63] Персы.

[64] Шах Ирана Хосров II (590-628).

[65] Персидский полководец Шахрвараз.

[66] Город на малоазийском берегу Босфора, напротив Константинополя, совр. Кадыхей.

[67] К Константинополю: 29 июня 626 г.

[68] Однодеревки славян.

[69] С 30 июля по 8 августа 626 г.

[70] После поражения славян Шахрвараз отправился в Сирию.

[71] Император Констант II (641-668).

[72] О созыве в Риме Латеранского собора, осудившего византийское монофелитство.

[73] Мартин — папа римский (649-655) и Максим Исповедник — византийский богослов, противник монофелитства.

[74] Херсон — совр. Херсонес в Севастополе; "климаты" — Крым. На самом деле, Максим был сослан в Лазику, где и скончался 13 августа 662 г.

[75] "Десять племен", или оногуры, — тюркские племена, расселившиеся в Восточном Приазовье (откуда двигались в Задунавье), в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе. Родственны праболгарам.

[76] Праболгары-тюрки.

[77] Кутигуры — родственные булгарам племена из Приазовья.

[78] Черное море.

[79] Азовское море.

[80] Или Итиль — р. Волга.

[81] Р. Дон.

[82] Аланский проход, Дарьял.

[83] Р. Кубань.

[84] Каркинитский залив Черного моря.

[85] Таманский полуостров.

[86] Керченский пролив и Керчь.

[87] Византийский император Констант II (668—685), переведший свой двор в Сицилию и убитый в Сиракузах.

[88] Хан Куврат созданного военно-племенного союза Великая Булгария в ЗО-е гг. в Приазовье. Умер в 650 г.

[89] Хан (?) Баян.

[90] "Пятиградие" — города Анкона, Римини, Пезаро, Фан и Сенгалия.

[91] Т.е. Византии.

[92] Болгарский хан Аспарух, правивший ок. 644—702 гг.

[93] Скорее всего, — в северном Дагестане.

[94] Константин IV (668-685).

[95] Византийская провинциальная область, охраняемая определенным воинским соединением.

[96] Большой военный корабль.

[97] Совр. Несебр.

[98] Славянское племя (или союз племен), родственное антам, жившим во второй половине VI в. на левобережье Дуная и среднем Днестре.

[99] Договор Константина IV с Аспарухом в августе 681 г. фактически институционизировал Первое Болгарское государство.

 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Русь изначальная" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Русь изначальная".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Русь изначальная"