Главная Хронология Древняя Русь Рюрики Смутное время Романовы Новости сайта Гостевая
   Дополнительное меню
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 

Удивительный мастер     

Итальянский архитектор и художник Рафаэль Санти впервые был упомянут как самостоятельный мастер в 1500 году. Он учился у знаменитого Перуджино, работал во Флоренции и Риме, куда переехал по приглашению самого папы Юлия II. Тут он наряду с Микеланджело занял достойное место среди художников, работавших при дворе Юлия II, а затем его приемника Льва Х.

Центральное место в этот период творчества Рафаэля занимают росписи парадных покоев Ватиканского дворца. Одним из самых совершенных творений великого художника являются росписи Станцы дела Сеньятура. Это многофигурные композиции, на которых изображено более сорока фигур – некоторые из них насчитывают около шестидесяти. Всему миру известны его «Диспут» («Спор о причастии»), «Основание канонического и гражданского права» и «Афинская школа». На сводах здания расположены четыре женские фигуры, которые соответствуют богословию, поэзии, философии и юриспруденции. Ни в одной фигуре не повторяются движения и позы, но Рафаэль удивительным образом сплетает их воедино свободным, гибким естественным ритмом, который перетекает от одной группы к другой, от одной фигуре к другой. Фрески на стенах Станцы Элидора – «Месса в Больсене», «Изгнание Элидора из храма», «Чудесное изведение апостола Петра из темницы» и «Встреча папы Льва I с Аттилой» имеют сюжетно-повествовательное и драматическое начало. В них заметно нарастание патетической взволнованности движений, сложных контрапостов и жестов, а так же усиление контрастов света и тени. В «…изведении апостола Петра…» Рафаэлю удалось передать сложные эффекты ночного освещения – восхитительного сияния, которое окружает ангела, холодный свет луны и красноватое пламя факелов, отражающееся на латах стражников – с необычной живописной тонкостью (не присущей художникам Средней Италии). Он владел той особой благородной манерой, которую все считали особенно красивой.  

Капеллу Киджи Рафаэль оформил по заказу Агостино Киджи – мецената и банкира. Эти работы художника-монументалиста можно назвать одними из лучших. Первые признаки исчерпанности классического стиля заметны в картонах для шпалер, которые выполнены в 1515 году – в них заметны черты холодного совершенства, преобладает эффектность поз и избыток жестикуляции.

Работая в Риме, Рафаэль все реже обращается к привычному образу Мадонны – он находит новое, более глубокое его решение. Полифонически сложная трактовка образа Богоматери нашла свое полное выражение в совершенном творении Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» (сейчас хранится в Дрезденской картинной галерее).

Первые портреты Рафаэль начал писать еще во Флоренции – это «Аньоло Дони», «Донна Гравида» и «Маддалена Строцци». Но только в «римских» портретах ему удалось преодолеть некоторую скованность, которая была присуща в ранних работах. Ярким примером тому может служить «Донна Велата» и портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне. Эти полотна имеют благородство и гармоничность в построении образов, композиционное равновесие, тонкость и богатство цветового решения. Рафаэль выполнял портрет на заказ – но, ни один из них не был похож друг на друга по стилю и манере исполнения.

В известных музеях мира хранятся полотна Рафаэля – картины маслом. Купить в настоящее время можно только репродукции его творений. Гениальный художник прожил всего 37 лет, но его творческое наследие очень впечатляет. Мастера, которые работали в последующие годы, часто обращались к образу Рафаэля – примером может служить «Рафаэль, подбирающий позу натурщицы, для написания Мадонны с Младенцем» кисти Александра-Эвариста Фрагонара.

 

По материалам московской галереи Гостиный Двор


Назад

 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Русь изначальная" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Русь изначальная".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Русь изначальная"