Главная Хронология Древняя Русь Рюрики Смутное время Романовы Новости сайта Гостевая
   Дополнительное меню
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 

Женщины русской литературы XIX века     

До сих пор обилие товаров в магазинах мы разделяем на «мужские» и «женские». Считается, что кастрюля, детская радио няня, постельное белье предназначены женской аудитории, тогда как автозапчасти, сложная техника или строительные материалы – мужской. Даже при разработке рекламной кампании это негласное разделение учитывается. Но в случае с книгами дело обстоит по-иному: гендерного разделения сегодня практически не наблюдается. Книжные прилавки и витрины книжных магазинов сегодня пестрят женскими именами. Наконец-то женщины добились равноправия и в литературе, и работают в самых разных жанрах: от женского романа до серьезной научной фантастики. Женщины-авторы пользуются популярностью, и у женской половины читателей, и у мужской. Все меньше можно услышать реплик о том, что «женщина пишет для женщин».

Разделение профессий по гендерному признаку уже не актуально и женщина наравне с мужчиной работает на производстве, в сфере услуг и в науке, успевая, помимо этого, заниматься и домашними делами. Правда, технологии приходят ей на помощь: цифровые радионяни и видеоняни следят за детьми, полуфабрикаты и микроволновые печи обеспечивают быстрые обеды, а стиральные машины сами стирают, отжимают и сушат белье. Так обстояло дело далеко не всегда, а в патриархальной России особенно долго женщины не имели возможности раскрыть свои таланты. Женщин-писательниц, живших до второй половины XIX века, по пальцам сможет перечислить редкий филолог или литературовед, а большинству людей просто не знакомы такие имена, как Наталья Дурова, Елизавета Кологривова, Зинаида Волконская. К тому же, признанные мужчинами-собратьями по перу, широкой общественности они были известны лишь под мужскими псевдонимами.

Со второй половины XIX века, вслед за Европой, в России начинает «поднимать голову» феминизм. Тогда организовываются Высшие Женские Курсы, а женщины получают возможность получить медицинское образование и профессию фельдшера. На русской литературе сказывается влияние сверх-популярной тогда Жорж Санд, из творчества которой черпают сюжеты и образы даже авторы-мужчины. В литературных изданиях появляются женские произведения, но устоявшиеся стереотипы столь сильны, что вместо оценки творчества и литературной критики женщины-авторы удостаиваются лишь сплетен о своей личной жизни. Справедливости ради стоит заметить, что женщины-авторы имели отнюдь не «пролетарское» происхождение, и, хотя к их услугам радионяни быть не могло, но были просто няни, повара и горничные, так что творческая личность получала возможность развиваться, не отвлекаясь на быт. Однако же творчество большинства пишущих женщин на поверку оказывалось графоманством, достойным лишь салонных альбомов.

Одной из первых признание читательской аудитории и коллег-мужчин получила Зинаида Гиппиус – жена Дмитрия Мережковского. Она начала издавать свои стихи с 90-х годов XX века и по праву заняла место в ряду старших символистов рядом с Бальмонтом и Брюсовым. В прозе же видное место заняли Александра Бруштейн и Лидия Чарская, описывающие в своих произведениях, отрывки из которых долгое время были популярным детским чтением, жизнь девочек-гимназисток. Чуть позже в российском поэтическом созвездии появляются Анна Ахматова и Марина Цветаева, с творчеством которых знаком практически каждый школьник. Они стали первыми, и до сих пор во многом остаются единственными русскими женщинами-поэтами, известными читателям и литературоведам во всем мире.


Назад

 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Русь изначальная" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Русь изначальная".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Русь изначальная"